Подробная информация и удобный конвертер скорости
Узел (обозначается как уз или kn, от англ. knot) — единица измерения скорости, равная одной морской миле (1,852 км) в час. Узел широко используется в морской навигации, авиации и метеорологии как международная единица измерения скорости.
Один узел соответствует скорости, при которой объект преодолевает расстояние в 1 морскую милю за 1 час. В отличие от многих других единиц измерения скорости, узел не указывается с приставкой «в час», поскольку по определению уже включает временной компонент.
Термин «узел» имеет интересное историческое происхождение. В древние времена моряки измеряли скорость судна с помощью так называемого лага — простого устройства, состоящего из деревянной доски (лаглиня), привязанной к веревке с равномерно расположенными узлами. Лаглинь бросали за борт корабля, и скорость определялась по количеству узлов, прошедших через руки моряка за определенное время (обычно 28 секунд, отмеряемых песочными часами).
Расстояние между узлами на веревке рассчитывалось таким образом, чтобы количество узлов, прошедших за стандартный промежуток времени, соответствовало скорости судна в морских милях в час. Так термин «узел» стал обозначать единицу скорости.
1 уз = 1.852 км/ч
Пример: 10 уз × 1.852 = 18.52 км/ч
1 уз = 0.5144 м/с
Пример: 10 уз × 0.5144 = 5.144 м/с
1 уз = 1.15078 миль/ч
Пример: 10 уз × 1.15078 = 11.51 миль/ч
1 уз = 1.68781 фут/с
Пример: 10 уз × 1.68781 = 16.88 фут/с
узлы | км/ч | м/с | миль/ч | Примеры |
---|---|---|---|---|
1 | 1.85 | 0.51 | 1.15 | Скорость течения спокойной реки |
5 | 9.26 | 2.57 | 5.75 | Скорость ходьбы человека |
10 | 18.52 | 5.14 | 11.51 | Скорость небольшой парусной лодки |
15 | 27.78 | 7.72 | 17.26 | Типичная круизная скорость катера |
20 | 37.04 | 10.29 | 23.02 | Максимальная скорость рыболовного судна |
25 | 46.30 | 12.86 | 28.77 | Скорость скоростного катера |
30 | 55.56 | 15.43 | 34.52 | Крейсерская скорость быстроходной яхты |
40 | 74.08 | 20.58 | 46.03 | Скорость торгового судна |
50 | 92.60 | 25.72 | 57.54 | Скорость современного круизного лайнера |
100 | 185.20 | 51.44 | 115.08 | Скорость гидросамолета |
250 | 463.00 | 128.60 | 287.70 | Крейсерская скорость пассажирского самолета |
500 | 926.00 | 257.20 | 575.39 | Скорость истребителя |
Узлы используются для измерения скорости судов всех типов, от небольших парусных лодок до огромных контейнеровозов. Навигационные карты и морские пути рассчитываются с использованием узлов.
В авиации узлы используются для измерения воздушной скорости и скорости ветра. Пилоты получают метеорологические данные и инструкции диспетчеров в узлах.
В метеорологических сводках скорость ветра традиционно указывается в узлах. Шкала Бофорта, используемая для оценки силы ветра, также основана на скорости ветра в узлах.
Скорость океанических течений измеряется в узлах. Это важно для понимания глобальных океанических циркуляций и их влияния на климат.
Узлы имеют ряд важных преимуществ, которые делают их идеальной единицей измерения для морской и воздушной навигации:
В XVIII веке для измерения скорости корабля использовались 28-секундные песочные часы (т.н. "склянки") и лаглинь с узлами, расположенными на расстоянии 47 футов 3 дюйма (14,4 м) друг от друга. Это расстояние было выбрано потому, что оно составляет 1/120 часть морской мили, а 28 секунд — это 1/120 часть часа.
В авиации используют два типа скорости: истинную воздушную скорость (TAS) и приборную воздушную скорость (IAS). Обе измеряются в узлах, но могут существенно различаться в зависимости от высоты полета и плотности воздуха.
Хотя узел не является официальной единицей Международной системы единиц (СИ), это одна из немногих неметрических единиц, чье использование признается наряду с единицами СИ в морской и авиационной промышленности.
Шкала Бофорта, разработанная британским адмиралом Фрэнсисом Бофортом в 1805 году, используется для оценки силы ветра на море. Сегодня она связана со скоростью ветра в узлах:
Баллы Бофорта | Описание | Скорость (узлы) | Воздействие на море |
---|---|---|---|
0 | Штиль | 0-1 | Зеркально гладкое море |
1-3 | Легкий ветер | 1-10 | Небольшие волны, рябь |
4 | Умеренный ветер | 11-16 | Умеренные волны с пеной |
5 | Свежий ветер | 17-21 | Образуются волны средней высоты |
6 | Сильный ветер | 22-27 | Образуются большие волны с пеной |
7 | Крепкий ветер | 28-33 | Море вздымается, пена ложится полосами |
8 | Очень крепкий ветер | 34-40 | Умеренно высокие длинные волны |
9 | Шторм | 41-47 | Высокие волны, море начинает грохотать |
10 | Сильный шторм | 48-55 | Очень высокие волны с длинными гребнями |
11 | Жестокий шторм | 56-63 | Исключительно высокие волны |
12 | Ураган | 64+ | Воздух наполнен пеной и брызгами |
Морская миля (1,852 км) основана на длине одной минуты дуги меридиана Земли, что делает ее естественной единицей для навигации по географическим координатам. Статутная миля (1,609 км) имеет историческое происхождение, связанное с римской системой измерений.
Нет, это неправильно. Узел уже включает в себя временной компонент (морская миля в час), поэтому говорить "узлов в час" — это все равно что сказать "миль в час в час". Правильно просто "узлы" или "10 узлов".
Да, узлы являются международно признанной единицей измерения скорости в морской и авиационной навигации, используемой во всех странах независимо от того, какую систему единиц (метрическую или имперскую) они используют в других областях.
1 узел равен 1,852 километрам в час или 0,5144 метрам в секунду. Это соответствует скорости, при которой объект преодолевает 1 морскую милю за 1 час.